Что такое путеочиститель железнодорожного транспорта?

Что такое путеочиститель железнодорожного транспорта?

Путеочиститель – это устройство, прикрепленное к передней части электровоза, тепловоза или паровоза для удаления посторонних предметов с железнодорожного полотна. Изобретенный в 1838 году английским инженером Чарльзом Бэббиджем (Charles Babbage), сегодня путеочиститель используется преимущественно на пассажирских и товарных электропоездах и тепловозах дальнего и регионального следования, чьи маршруты имеют обширные участки железной дороги, не огороженные забором или иным способом не защищенные от прямого доступа к ним. Изначально, в те старые и далекие времена, это устройство носило название скотосбрасыватель. Современная железнодорожная индустрия использует термин путеочиститель или наметельник.

Типичный путеочиститель представляет собой узкий, V-образный клин, используемый для сбрасывания в сторону попадающегося на пути поезда разного рода мусора, на достаточно высокой скорости, без нарушения его плавного движения. Такая форма путеочистителя способствует поднятию с рельс и откидыванию в сторону любого постороннего объекта, не допуская его контакта с колесами и корпусом поезда. Первые путеочистители изготавливались в виде решетки, т.е. металлической рамы с установленными в ней прутьями. С течением времени, старые путеочистители были вытеснены их новым типом, изготавливаемым из литой стали, и выполняющим свою задачу более надежно и эффективно.

С развитием всевозможных тепловозов, электровозов и локомотивов, их путеочистители стали оснащать складывающимся сцепным устройством. Сцепное устройство, предназначенное для сцепки железнодорожных вагонов друг с другом, было сконструировано таким образом, что при необходимости сцепить вагоны его можно было разложить, а при её отсутствии сложить, не допуская тем самым контакта сцепного устройства с посторонними объектами. В прошлом, путеочистители также оснащались специальной ступенькой, на которой во время движения поезда мог находиться железнодорожник. В 1960 году эти ступеньки были отменены, а их использование запрещено. Вместо них электровозы и тепловозы стали оснащаться специальной, более безопасной платформой, расположенной в их передней и задней части.

Современные работники железных дорог уже не помнят и давно не используют термин «скотосбрасыватель», а вот термин «путеочиститель» используется повсеместно. Современные путеочистители гораздо меньше и не такие массивные как их предшественники. В виду того, что современные дизельные тепловозы и электровозы оснащаются кабиной для машиниста и остального экипажа, их путеочистители должны конструироваться и устанавливаться таким образом, чтобы не допускать попадания отбрасываемых ими с железнодорожного полотна объектов по кабине экипажа. Для обеспечения этого условия, над путеочистителем дополнительно устанавливается специальное защитное устройство.


Поделитесь материалом или обсудите его на своей страничке в соцсетях: