Чем отличаются президентская и парламентская формы правления?

Чем отличаются президентская и парламентская формы правления?

Основное отличие между президентской и парламентской формой правления заключается в том, что при президентской форме правления глава правительства, т.е. президент, отделен от законодательного органа страны, а при парламентской, глава правительства, т.е. премьер-министр, входит в состав законодательного органа страны, т.е. парламента. Президентская форма правления разделяет исполнительные и законодательные функции правительства, обеспечивая так называемую «систему сдержек и противовесов» (принцип взаимозависимости и взаимоограничения законодательной, исполнительной и судебной власти), ограничивая полномочия как главы исполнительной власти, так и законодательного органа. При парламентской форме правления власть принадлежит законодательному органу, и глава власти несет перед ним ответственность. Ещё одно существенное отличие заключается в том, что при президентской форме правления глава исполнительной власти и члены законодательного органа избираются народом отдельно, а при парламентской, законодательный орган избирается народом, а затем самостоятельно назначает или рекомендует к назначению одного из своих членов на пост главы правительства.

По всему миру разные государства используют различные формы правления, и очень немногие правительства полностью одинаковы, даже если в них применяются одинаковые формы правления. От одной страны к другой, президентские и парламентские формы правления могут отличаться в каких-то деталях, но в общем и целом, как правило, в странах с одной формой правления они одинаковы. Например, в одних странах с парламентской формой правления национальный законодательный орган называется парламентом, а в других он может называться национальным собранием или ассамблеей, но независимо от названий они, как правило, служат одним и тем же целям и выполняют одинаковые функции. Аналогичным образом и определенные полномочия, и обязанности президентов разных стран могут различаться, но, в большинстве случаев, все они избираются народом и отделены от законодательного органа.

Президентская форма правления

При президентской форме правления президент является главой правительства и главой государства. В качестве главы правительства президент наблюдает за его деятельностью, назначает должностных лиц и советников, которые помогают ему управлять правительством, утверждает или отклоняет предлагаемые законодательным органом законы, составляет бюджет государства на год. В качестве главы государства президент выступает пред народом с речами, представляет страну на международных мероприятиях, принимает дипломатов из других стран и совершает деловые и дружеские визиты к правительствам других государств, вручает престижные национальные награды.

Парламентская форма правления

При парламентской форме правления роль главы государства и главы правительства часто выполняются разными людьми. Например, у страны может быть премьер-министр, который выступает в качестве главы правительства, и монарх, являющийся главой государства. В некоторых странах с парламентской формой правления, вместо монарха имеется президент, действующий в качестве главы государства. Страны, в которой одновременно действуют и премьер-министр, и президент, часто называют странами с парламентско-президентской формой правления. Хотя, учитывая данную парламенту и премьер-министру власть, эти страны все же ближе к парламентской форме правления.

Эффективность работы

Еще одно отличие между двумя формами правления заключается в эффективности их работы и политической неприязни. Поскольку при президентской форме правления глава исполнительной власти и члены законодательного органа избираются и действуют отдельно, то возможна ситуация, когда президент является членом одной политической партии, а законодательный орган контролируется другой партией. Это может вызывать разногласия на высших правительственных уровнях и затруднять достижение исполнительной и законодательной властью своих целей. При парламентской форме правления премьер-министр почти всегда принадлежит к той же политической партии что и законодательный орган, поэтому разногласий между ними меньше, а работать легче.

Отстранение главы правительства от занимаемой должности

Парламентская и президентская формы правления также отличаются в части процедуры отстранения главы правительства от занимаемой должности. При парламентской форме правления законодательному органу намного легче отстранить премьер-министра от занимаемой им должности. Даже простое несогласие с политическим курсом или недостаточно эффективное управление может послужить причиной для его увольнения. Президента гораздо сложнее отстранить от занимаемой должности, и обычно это возможно только в крайних случаях, например, если главу правительства обвиняют в серьезном преступлении.