Что такое прусская система образования?

Что такое прусская система образования?

Прусская система образования является основой современной системы образования многих государств, включая Соединённые Штаты Америки (США). По существу, это модель обязательного образования, при которой все жители страны до определенного возраста обязаны посещать школу.

Такая система образования была разработана в 18 веке. Королевство Пруссии не взимало плату с учеников за обучение, а финансировало свои школы из пополняемой налогами казны, позволяя всем гражданам получать образование бесплатно. В тоже время, правительство сделало обучение в школе обязательным. Согласно закону об образовании, все граждане должны были пройти восьмилетний курс школьного обучения, который давал им все необходимые знания для полноценной жизни того времени.

Во время обучения школьники получали основное образование, а именно, изучали математику, письмо и чтение. Наряду с этим в школах преподавали такие предметы как послушание, гражданский долг и основы этики. Стоит отметить, что одной из главных мотивирующих причин становления прусской системы образования была религия. Множество религиозных фракций, в особенности пиетисты, верили, что истинно понять бога можно только через самостоятельное прочтение библии, поэтому чтение было важным навыком не только для обеспеченных слоёв населения, но и для всех остальных граждан без исключения.

Бесплатное образование заканчивалось после восьми лет обучения, и дальнейшее обучение в старшей школе могли себе позволить только богатые люди. Несмотря на это идея бесплатного предоставления каждому гражданину основного образования, вне зависимости от его социального статуса и финансового положения, была революционной.

В начале 19 века в США бурно развивалась система образования. Многие деятели из этой области были заинтригованы прусской системой образования и результатами, которые она принесла Пруссии и Австрии. К середине 19 века несколько видных деятелей американского образования посетили Германию с целью ознакомления с работой прусской системы. Вернувшись на родину, они рьяно взялись за пропаганду реформы системы образования США и её трансформации в систему Пруссии.

В 1852 году, взяв за основу пример прусской системы образования, губернатор штата Массачусетс Эдвард Эверетт (Edward Everett) ввёл в своём штате систему обязательного образования. Вскоре после этого штат Нью Йорк открыл 12 обязательных к посещению школ общего образования распределив их по всему штату. С этого момента идея введения обязательного образования стала распространяться по всей территории США со все более стремительной скоростью. Большой вклад в становление системы внёс Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie) и его команда. Они приложили немалые усилия для введения системы сертификации учителей и оказания финансовой помощи различным школам, которые в ней нуждались.

Со времен своего введения прусская система образования регулярно подвергалась сильной и громкой критике, особенно со стороны США. Многие люди считают, что переход к системе обязательного образования ослабил конкурентную борьбу среди школ и ограничил их развитие и стремление к инновациям. В последние годы этот спор вспыхнул с новой силой. Сейчас явно ощущается пропаганда платного образования и продвижение платных частных школ.